Безопасность на яхте: 7 золотых правил

«Море не прощает ошибок» — гласит старинная пословица моряков. Она актуальна и сегодня, несмотря на значительные шаги вперед в развитии техники, кораблестроения и мореходства. Даже самая современная аппаратура, мега-надежное судно и опытнейший капитан не спасут от аварий и неприятностей, если экипаж и пассажиры не будут соблюдать правила безопасности. Чтобы путешествие на воде прошло максимально комфортно и приятно, нельзя забывать о как минимум 7 золотых правилах безопасности на яхте.

Основные правила поведения на борту для команды и пассажиров

Все без исключения, кто принял решение заняться яхтингом или просто совершить небольшой вояж на яхте, обязаны пройти обучающий курс лекций, в том числе – о правилах и этикете поведения на судне. Команду и пассажиров инструктирует, как правило, капитан, или назначенное ним компетентное лицо. Каждый из приведенных ниже пунктов необходимо запомнить и в обязательном порядке применять в зависимости от ситуации. Невыполнение правил безопасности на яхте может привести к самым серьёзным и нежелательным последствиям с прямой угрозой здоровью и жизни присутствующих на корабле.

  1. Предупреждение мелких травм. При передвижении по палубе рекомендуется внимательно смотреть под ноги, чтобы не зацепиться за какой-либо жесткий предмет или не поскользнуться. Работа с канатами требует использования перчаток. По трапу спускаются исключительно спиной вперед. В солнечную погоду следует защищать кожу специальными средствами, а голову – панамой или кепкой.
  2. Предупреждение тяжелых травм. Строго запрещено двигаться на палубе с кипятком или горячей посудой. Любые крышки, люки и гики на судне – потенциальные орудия убийства. Поэтому они всегда должны быть опущены, закрыты, надежно закреплены, а находящиеся на борту должны не забывать о внимательности и осторожности во время перемещения по кораблю. Во время швартовки запрещается отталкиваться ногами от какой-либо опоры на пирсе или другом судне. Также следует беречь волосы и конечности от попадания в любые механизмы.
  3. Поведение в непогоду. При шторме или угрозе шторма (усиление ветра до 15 узлов) следует сначала пристегнуться и надеть обвязку, а затем спасательный жилет – только в таком порядке. При сильной качке и высоких волнах по палубе передвигаются строго на четвереньках, при этом обязательно следует дополнительно держаться за надежные опоры, перила, скобы. Каждый, находящийся на борту, должен заучить и помнить, где находится его спасательный жилет. Используется он только в критических ситуациях, не для обычного купания и развлечения.
  4. Ситуация «Человек за бортом». Если кто-то выпал за борт корабля, нужно немедленно оповестить об этом громким голосовым сигналом: «Человек за бортом!», бросить пострадавшему спасательный круг, жилет, трос или другое средство спасения. Затем нажать кнопку МОВ и вернуть судно к месту аварии, для спасения, выпавшего за борт. Сам пострадавший должен надеть на себя круг, жилет или воспользоваться другим средством спасения и дождаться возвращения судна, а не плыть к нему. В темноте по возможности подаются сигналы свистком или голосом, для точного определения местоположения.
  5. Угроза пожара. На яхте настоятельно не рекомендуется курить. Членам экипажа следует воспользоваться аптечными средствами против никотинозависимости и воздержаться от курения до окончания перехода. Пассажиры могут курить строго в отведенных для этого зонах с подветренной стороны. Курение в каютах категорически запрещено. При возгорании масла или других веществ на плите в камбузе ни в коем случае не использовать для погашения пламени воду. Следует накрыть очаг возгорания крышкой или плотной тканью и перекрыть газовый вентиль. При возгорании двигателя его осторожно заглушают и гасят огнетушителем. О местонахождении огнетушителей на борту должны четко знать все члены экипажа, а также проинструктированы пассажиры.
  6. Сигналы о помощи и используемые средства в случае экстренной ситуации. Сигнал SOS подается только в случае прямой угрозы жизни людей и сохранности судна. Голосовой сигнал передается по рации по 16 каналу или посредством нажатия кнопки Distress. EPIRB и SART – приборы, передающие сигнал о помощи на спутник в автоматическом режиме. Panpan – сигнал с просьбой об экстренной эвакуации, подающийся с рации. Ракеты, дымовые шашки и фальшфееры подаются с интервалами в 3-5 минут. Эвакуироваться на спасательные лодки и плоты следует оперативно и слаженно, с собой берутся медикаменты, вода, провизия, документы и приборы для подачи сигналов о помощи.
  7. Другие меры безопасности. Перед отплытием следует тщательно закрыть все люки, запереть на замки шкафчики, надежно зафиксировать личные вещи. За бортом не должны болтаться и провисать веревки и тросы, чтобы не препятствовать движению судна. Пассажиры во время швартовки должны находиться в каютах или там, где они не мешают работе экипажа. Нельзя устраивать купание, если яхта дрейфует, так как есть риск не догнать ее. Спускать на воду и использовать моторную лодку без весел также запрещено. При заведении мотора нужно следить за теми, кто находится сзади, чтобы не травмировать никого локтем.

Это не все, но основные правила безопасности, благодаря которым можно избежать катастрофы, уберечь судно и жизни людей. Каждый раз, используя наш сайт для заказа чартера, вы получаете от менеджера информацию об особенностях той или иной яхты. А экипаж, уже на месте, проводит инструктаж всех гостей в обязательном порядке!